Главная » Полезная информация » Статьи » Подростковый возраст и кризисы переходного периода

Подростковый возраст и кризисы переходного периода

Подростковый возраст - это трудный период психологического взросления и полового созревания ребенка. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, возникает страстное желание быть или хотя бы казаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от влияния родителей и часто конфликтует с ними. Также в этот период для подростка огромное значение имеет общение со сверстниками.

Возникают увлечения, которые могут быстро сменять друг друга. Личная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: желание во всем походить на сверстников, но при этом выделяться в группе и т.д. Их поведение по отношению к другим может быть грубым и бесцеремонным, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение может колебаться между бодростью и оптимизмом и апатией и пессимизмом. В этот период активно формируется "Я-концепция" - совокупность представлений человека о себе.

      В некоторых ситуациях психологическая помощь подросткам – это единственная возможность спасти разрушенные отношения между родителями и детьми, оградить формирующуюся личность от пропасти обид, тревог и сомнений ведущих в губительный тупик.

Профориентация подростков – «Кем я хочу быть?»

     Профориентация - комплекс психологических тестов и методик, которые позволяют - выявить индивидуальные особенности свойств и черт личности, определяющих ее поведение:

  • исследовать индивидуальные психологические ресурсы и ограничения,
  • оценить трудовой потенциал;
  • обнаружить сильные и слабые стороны его натуры;
  • предпочтения в профессиональной деятельности: склонности и таланты;
  • сориентировать в сферах профессиональной деятельности, наиболее подходящих для клиента в соответствии с его психологическими особенностями и предпочтениями.

14 - 16 лет - это переходной период между подростковым и юношеским возрастом. В этом возрасте уже решается вопрос о дальнейшей жизни: продолжать обучение в школе или пойти в училище, а может быть и работать? При этом подросток должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о наиболее интересных ему профессиях.

В это время усиливается значимость собственных ценностей. В связи с развитием самосознания усложняется отношение к себе, возрастает тревожность, связанная с самооценкой. Подростки часто склонны воспринимать нейтральную ситуацию, как содержащую угрозу их представлениям о себе, и из-за этого испытывают сильное волнение и страх.

Для ранней юности (от 15 до 17 лет) характерна устремленность в будущее, ведь старшеклассник прощается с детством, со старой, привычной жизнью. Будущее как притягивает, так и тревожит его. Тревожность у подростков часто сопровождается страхом перед будущим, приводящим к суицидальным попыткам, как и неразделённая любовь.

Старшеклассники в большей степени, чем подростки, принимают себя. Их самоуважение и самооценка в этот период в целом выше, чем в подростковом возрасте. Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль над своим поведением и проявлением эмоций. Настроение в ранней юности, становится более устойчивым и осознанным. Но обретая свой взгляд на мир, подросток все больше отдаляется от взглядов родителей, что приводит к конфликтам и отчуждению.

Родители испытывают затруднения в установлении доверительного контакта и взаимопонимания с взрослеющим ребёнком. Психологическая помощь родителям необходима для «создания мостов» к миру ребёнка, его тонкой и ранимой душе в изменившемся, растущем теле. Как никогда подростку необходима поддержка взрослых, родных людей, но не в виде поучительных слов и выраженного недовольства – это приводит к подростковой депрессии, а в форме дружеских советов и совместных рациональных суждений.

Хотите мы вам перезвоним?