Психологическая коррекция и психотерапия (индивидуальная и групповая)
Проведя психологическую диагностику ребенка, детский психолог подберет конкретный план коррекционных и психотерапевтических мероприятий, которые могут проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме с другими детьми (3-4 ребенка в группе).
Основная задача психокоррекции - исправление отклонений в психическом развитии и в поведении детей на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка.
В психокорекции важна принципиальная позиция – не ребенка подчинять и корректировать под определенную систему, а саму систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития детей.
Виды психологической коррекции:
По характеру направленности
- Симптоматическая - кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии.
- Каузальная - причинная - направлена на исправление источников и причин отклонений. Данный вид коррекции более длителен и требует значительных усилий, более эффективен
По содержанию
- Коррекция познавательной сферы
- Коррекция личности
- Коррекция аффективно-волевой сферы
- Коррекция поведенческих аспектов
- Коррекция межличностных отношений
По форме работы
- Индивидуальная психокоррекция
- Групповая психокоррекция
- Индивидуально-групповая психокоррекция
Показания для осуществления коррекции:
- Нарушение коммуникации в системе отношений ребенок-взрослый, ребенок-сверстники, утрата взаимопонимания, разрушение сложившихся ранее форм общения
- Низкий уровень социальных и интеллектуальных достижений ребенка, значительно расходящийся с потенциальным уровнем развития ребенка
- Поведение, отклоняющееся от социальных норм и требований
- Переживание ребенком состояний эмоционального неблагополучия, стрессов и депрессии
- Наличие экстремальных кризисных жизненных ситуаций, аномальных кризисов в развитии, не связанных с завершением цикла развития и носящих исключительно разрушительный характер
Все методы детской психотерапии, в сущности, преследуют одну и ту же цель – изучение и положительное влияние, на ребенка любого возраста, учитывая психологические аспекты его воспитания и развития.
Изучение детской психологии и уникальных особенностей и отклонений в психическом развитии детей младшего и подросткового возраста призвано влиять на самого ребёнка, атмосферу и людей, которые его окружают.
Задачи психотерапии с детьми:
Образовательные:
- Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития
- сюжета
- Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера
- Обучить специальным движениям и их выполнение детьми
- Учить выстраивать композиции по образцу (на песке, на бумаге)
- Закрепить представления об окружающем мире
Развивающие:
- Развивать психические процессы (внимание, память)
- Развивать логическое мышление
- Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику
- Развивать умение действовать по инструкции
- Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности
Воспитательные:
- Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми
- Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности
- Воспитывать слуховое внимание и память
- Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому
- Совершенствовать навыки позитивной коммуникации
- «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке и на бумаге.
Арт-терапия — это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность можно объяснить тем, что Арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.
Дети в большинстве случаев затрудняются объяснить словами свои проблемы и переживания. Несловесное выражение для них более естественно. Особенно это значимо для детей с речевыми нарушениями, т. к. их поведение более спонтанно и они менее способны к рефлексии своих действий и поступков. Их переживания «выходят» через художественное изображение более непосредственно.
Такой «продукт» прост для восприятия и анализа. Важна естественная склонность ребенка к игровой деятельности, богатство детской фантазии. Учитывая это при организации коррекционной работы с элементами Арт-терапии, на занятиях создается атмосфера игры и творчества.
Очень эффективны упражнения с элементами Арт-терапии при коррекционной работе с подростками «группы риска». Как правило, у них слабо развито рефлексивное Я, в связи с чем им очень сложно объяснить происходящее с ними.
Также для большинства из них характерно наличие негативной Я-концепци, которую можно корректировать, используя богатый ресурс Арт-технологий.
Использование арттерапевтические технологий позволяет психологу помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию.
Суть игровой психотерапии заключается в общении и наблюдении за поведением ребенка в комфортных для него условиях. Психолог анализирует действия ребенка, его выраженные страхи, комплексы, обиды, недопонимание, злость по отношению к другим. Итогом данной терапии должно служить чувство облегчения у ребенка, осознание ответственности за собственные действия, гармоничный контакт с окружающими.
Похожие цели ставит перед собой и песочная терапия. Ребенок, находясь в естественной обстановке, играет или выполняет конкретные задания психолога с фигурками на песке, раскрывает свою личность, таким образом самовыражаясь, и давая специалисту возможность заметить свои переживания, мечты, радости и ожидания от будущего. Если ребенок замкнут и не показывает внутренние конфликты в самом себе, очень раним, прямой контакт с терапевтом-психологом может оказаться для него невероятно некомфортным. Именно для таких детей песочная психотерапия подходит лучше всего.
Одной из самых детских методик признана сказкотерапия, направленная на поиск детского корня в сознании любого человека. Сказки формируют мировосприятие в человеке, вырабатывают в нем морально-этические, поведенческие нормы в обществе и личной жизни, способствуют развитию воображения. Сказки являются неформальным воспитателем ребёнка, моделью поведения для него в дальнейшей жизни. На примере злых и положительных героев, сказкотерапия выявляет в ребенке латентные страхи и сомнения, помогает выработать наиболее оптимальную модель поведения в каждой конкретной ситуации, разрушить дисгармонию, выраженную обликом отрицательных героев, с помощью светлой гармоничной силы добрых, положительных персонажей.