Главная » Полезная информация » Статьи » Психологическая коррекция и психотерапия (индивидуальная и групповая)

Психологическая коррекция и психотерапия (индивидуальная и групповая)

Проведя психологическую диагностику ребенка, детский психолог подберет конкретный план коррекционных и психотерапевтических мероприятий, которые могут проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме с другими детьми (3-4 ребенка в группе).

Основная задача психокоррекции - исправление отклонений в психическом развитии и в поведении детей на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка.

В психокорекции важна принципиальная позиция – не ребенка подчинять и корректировать под определенную систему, а саму систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития детей.

Виды психологической коррекции:

По характеру направленности

  • Симптоматическая - кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии.
  • Каузальная - причинная - направлена на исправление источников и причин отклонений. Данный вид коррекции более длителен и требует значительных усилий, более эффективен

По содержанию

  • Коррекция познавательной сферы
  • Коррекция личности
  • Коррекция аффективно-волевой сферы
  • Коррекция поведенческих аспектов
  • Коррекция межличностных отношений

По форме работы

  • Индивидуальная психокоррекция
  • Групповая психокоррекция
  • Индивидуально-групповая психокоррекция

 

Показания для осуществления коррекции:

 

  • Нарушение коммуникации в системе отношений ребенок-взрослый, ребенок-сверстники, утрата взаимопонимания, разрушение сложившихся ранее форм общения
  • Низкий уровень социальных и интеллектуальных достижений ребенка, значительно расходящийся с потенциальным уровнем развития ребенка
  • Поведение, отклоняющееся от социальных норм и требований
  • Переживание ребенком состояний эмоционального неблагополучия, стрессов и депрессии
  • Наличие экстремальных кризисных жизненных ситуаций, аномальных кризисов в развитии, не связанных с завершением цикла развития и носящих исключительно разрушительный характер

 

 

     Все методы детской психотерапии, в сущности, преследуют одну и ту же цель – изучение и положительное влияние, на ребенка любого возраста, учитывая психологические аспекты его воспитания и развития.

     Изучение детской психологии и уникальных особенностей и отклонений в психическом развитии детей младшего и подросткового возраста призвано влиять на самого ребёнка, атмосферу и людей, которые его окружают.

Задачи психотерапии с детьми:

Образовательные:

  1. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития
  2. сюжета
  3. Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера
  4. Обучить специальным движениям и их выполнение детьми
  5. Учить выстраивать композиции по образцу (на песке, на бумаге)
  6. Закрепить представления об окружающем мире

 

Развивающие:

  1. Развивать психические процессы (внимание, память)
  2. Развивать логическое мышление
  3. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику
  4. Развивать умение действовать по инструкции
  5. Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности

 

Воспитательные:

  1. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми
  2. Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности
  3. Воспитывать слуховое внимание и память
  4. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому
  5. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации
  6. «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке и на бумаге.

 

Арт-терапия — это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность можно объяснить тем, что Арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.

     Дети в большинстве случаев затрудняются объяснить словами свои проблемы и переживания. Несловесное выражение для них более естественно. Особенно это значимо для детей с речевыми нарушениями, т. к. их поведение более спонтанно и они менее способны к рефлексии своих действий и поступков. Их переживания «выходят» через художественное изображение более непосредственно.

     Такой «продукт» прост для восприятия и анализа. Важна естественная склонность ребенка к игровой деятельности, богатство детской фантазии. Учитывая это при организации коррекционной работы с элементами Арт-терапии, на занятиях создается атмосфера игры и творчества.

    Очень эффективны упражнения с элементами Арт-терапии при коррекционной работе с подростками «группы риска». Как правило, у них слабо развито рефлексивное Я, в связи с чем им очень сложно объяснить происходящее с ними.      

     Также для большинства из них характерно наличие негативной Я-концепци, которую можно корректировать, используя богатый ресурс Арт-технологий.  

     Использование арттерапевтические технологий позволяет психологу помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию.

Суть игровой психотерапии заключается в общении и наблюдении за поведением ребенка в комфортных для него условиях. Психолог анализирует действия ребенка, его выраженные страхи, комплексы, обиды, недопонимание, злость по отношению к другим. Итогом данной терапии должно служить чувство облегчения у ребенка, осознание ответственности за собственные действия, гармоничный контакт с окружающими.

     Похожие цели ставит перед собой и песочная терапия. Ребенок, находясь в естественной обстановке, играет или выполняет конкретные задания психолога с фигурками на песке, раскрывает свою личность, таким образом самовыражаясь, и давая специалисту возможность заметить свои переживания, мечты, радости и ожидания от будущего. Если ребенок замкнут и не показывает внутренние конфликты в самом себе, очень раним, прямой контакт с терапевтом-психологом может оказаться для него невероятно некомфортным. Именно для таких детей песочная психотерапия подходит лучше всего.

     Одной из самых детских методик признана сказкотерапия, направленная на поиск детского корня в сознании любого человека. Сказки формируют мировосприятие в человеке, вырабатывают в нем морально-этические, поведенческие нормы в обществе и личной жизни, способствуют развитию воображения. Сказки являются неформальным воспитателем ребёнка, моделью поведения для него в дальнейшей жизни. На примере злых и положительных героев, сказкотерапия выявляет в ребенке латентные страхи и сомнения, помогает выработать наиболее оптимальную модель поведения в каждой конкретной ситуации, разрушить дисгармонию, выраженную обликом отрицательных героев, с помощью светлой гармоничной силы добрых, положительных персонажей.

Хотите мы вам перезвоним?