Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
Синдром дефицита внимания сгиперактивностью – самая частая в последнее время причина обращаемости к нам родителей с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Родителей интересует чрезмерная активность их детей, неусидчивость, импульсивность, а нередко и агрессивность по отношению к окружающим.
Проведя психологическую диагностику гиперактивного ребенка, детский психолог подберет конкретный план коррекционных и психотерапевтических мероприятий, которые могут проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме с другими детьми (3-4 ребенка в группе).
СДВГ – дисфункция центральной нервной системы, проявляющаяся трудностями концентрации и устойчивости внимания, нарушениями памяти, обучения, сложностями обработки информации идущей из окружающего мира и собственных ощущений.
Согласно последней классификации DSM- ΙV выделяют 3 варианта течения синдрома СДВГ в зависимости от преобладающих клинических симптомов:
- синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность;
- синдром дефицита внимания без гиперактивности;
- синдром гиперактивности без дефицита внимания.
Этиологические факторы возникновения синдрома изучены недостаточно. Предполагается наследственная отягощённость, неблагоприятные факторы внутриутробного периода развития, родовые травмы, тяжело протекающие заболевания и др. К социальным факторам относятся: алкоголизация родителей, постоянные разногласия в семье, неправильная система воспитания, криминальное окружение.
Как увидеть у ребёнка проявления различных вариантов СДВГ?
Родители могут наблюдать следующие симтоматические проявления у ребёнка 1-го года жизни - нарушения сна и гипервозбудимость, беспокойный сон.
У дошкольников, школьников, подростков:
Дефицит внимания
- не слушает то, что ему говорят;
- не в состоянии следовать инструкциям;
- не обращает внимания на детали в работе, допускает много ошибок;
- не может организовать игру и деятельность самостоятельно;
- с трудом удерживает внимание в игре и творческой работе;
- сложно выполняет задания с длительной концентрацией внимания;
- рассеян, забывчив;
- часто и легко отвлекается.
Гиперактивность
- всегда находится в движении;
- очень много говорит;
- не может играть в «спокойные» игры;
- часто встаёт со своего места во время занятий;
- совершает множественные или суетливые движения руками и ногами.
Минимальная дисфункция мозга (МДМ) - представляет собой широко распространенную форму нервно-психических нарушений детского возраста.
Дисфункция – это всегда нарушение, применительно к мозгу это означает, что мозг не выполняет какие-то функции. Определение «минимальные» говорит об их незначительности. Хотя незначительные не значит, что их можно игнорировать: часто именно они являются причиной проблем со здоровьем подрастающего ребёнка, а затем и взрослого человека.
Внешние проявления у детей с ММД, на которые обращают внимание педагоги и родители, нередко бывают сходными и обычно характеризуются снижением интереса к учебе вплоть до нежелания посещать школу, ухудшением успеваемости, неорганизованностью, невнимательностью, медлительностью или, наоборот, гиперактивностью, тревожностью, неуверенностью в себе, трудностями общения со сверстниками, раздражительностью, конфликтностью, агрессивностью.
Помните, что гиперактивность и МДМ это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблемы гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и словесными убеждениями.
Достичь эффективного лечения можно сочетанием различных методик психологической работы (с ребёнком и с родителями) и медикаментозной терапии.