Возрастные особенности страхов
Дети обычно испытывают различные типы страхов в разные возрастные периоды. То есть в каждом возрасте есть свой «набор» типичных страхов.
С рождения и до 6 месяцев дети боятся любых громких и неожиданных звуков, резких движений со стороны взрослых, потеря опоры и поддержки (например, падения).
С 6-7 месяцев и до 1 года доминирует страх определенных громких звуков (например шум пылесоса), боязнь незнакомых людей, страх переодевания и смены обстановки, страх высоты.
От 1 до 2 лет определяющими эмоциональную жизнь ребенка являются страх разлуки с родителями, боязнь незнакомых людей, страх перед врачами, страх засыпания, травмы.
К концу 2-го года жизни, начало 3-го года жизни появляются следующие страхи: отвержения со стороны родителей, незнакомых сверстников, ночных кошмаров, сказочных персонажей, природных явлений (гроза, молния), страх одиночества и боязнь темноты.
В период со второго года жизни, когда ребенок становится особенно активным и появляются первые запреты, растет страх наказания со стороны родителей. В это же время появляется страх перед животными и страх разлуки с мамой. Страх разлуки и боязнь остаться одному больше характерны для единственного ребенка в семье.
Для дошкольного возраста свойственны три ярких страха: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Как правило, они связаны между собой временем и источником.
От 6 до 7 лет дети чаще всего боятся неожиданных неизвестных резких звуков, потери родителей, физического насилия, смерти.
На седьмом году жизни у девочек и немного позже у мальчиков страх смерти занимает центральное место в мыслях и фантазиях. Можно сказать, что такой вид страха свойственен всем детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Достигают своего пика также страхи животных, сказочных персонажей, героев фильмов. Изменение характера страха связано с развитием новых форм мышления и общего развития психики ребенка.
При поступлении ребенка в школу формы его страхов меняются. На первый план выступают социальные страхи. Боязнь опозданий, невыполненного задания, наказания учителя. Если в начале обучения возникали какие-то проблемы, часто формируется страх школы, что мешает всему дальнейшему обучению.
Дети от 7 до 8 лет боятся также темноты, катастроф, неприятия сверстников, потерять любовь окружающих.
Когда говорят о возрастных страхах, то подразделяют прежде всего естественность их возникновения в том или ином возрасте и проходящий характер. Как правило, у боящегося ребенка можно обнаружить не один, а целый комплекс страхов. Тут важно обратить внимание на поведение ребенка. Если страхи привязаны к определенным ситуациям, не нарушают качество общения ребенка с окружающими, то достаточно доброжелательно и спокойно вести себя с ребенком, терпеливо ожидая, когда страхи изживут себя сами по мере взросления. Но если ребенок становится робким, пугливым, вздрагивающим от любого шороха, избегает общения со сверстниками, если у него наблюдаются так называемые панические атаки (неадекватное эмоциональное состояние, которое не поддается волевому контролю, возникает внезапно, в ответ на малозначимый стимул), тогда необходима консультация специалиста-психолога.